Гибель Титаника "Титаник» - был построен в 1911 году, по заказу английской почтово-пассажирской пароходной компанией "Уайт Стар Лайнс"
Он по праву считался крупнейшим пассажирским судном своего времени, его водоизмещение составляло 46328 тонн, длина 269 метров, скорость 25 узлов.
"Титаник" считался непотопляемым кораблем, но в первом же своём плавании из английского Саутгемптона в Нью-Йорк он столкнулся с гигантским айсбергом, и затонул в 800 километрах к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, это произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.
Число погибших по самым разным данным составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было 2200 человек). Гибель "Титаника"-одна из величайших морских катастроф ХХ века.
Так, все годы считалось, что "Титаник" затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длину около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса только шесть сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, например, возникнуть в результате взрыва (или взрывов)
внутри корпуса судна. Но отчего произошли эти взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?
Возможно, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная вода, имевшая температуру 2 градуса по Цельсию. Когда она стала заливать паровые котлы, в их раскалённых стенках из-за разницы температур возникли колоссальные напряжения. Металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу...
Факт столкновения "Титаника" с плавучей ледяной горой сомнения не вызывает. Его засвидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры ни члены экипажа не почувствовали ничего, кроме лёгкого содрогания корпуса и как бы отзвука далёкого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твёрдость скалы, ударилось тело массой 66000 тонн двигавшее со скоростью 40 км/час!
Может быть "Титаник" вовсе и не столкнулся с айсбергом, а лишь слегка коснулся его? А столкнулся с чем-то другим? Или это что-то намеренно столкнулось с лайнером, ипользовав айсберг в качестве "ширмы" и став истинным виновником гибели судна?
Но, а если виновник все-таки айсберг, то почему вообще произошло это столкновение? Как могло случиться, что при ясной погоде и полном отсутствии волнений на море-явлении удивительном для этих широт и этого времени года вахтенным офицерам и матросам не удалось вовремя заметить опасность и принять меры тому, чтобы избежать катастрофы?
Тем более что как выяснилось позже, на пути следования "Титаника" роковой айсберг был единственным в радиусе несколько десятков миль.
Не поддаётся объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера в своё время её причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросов-наблюдателей на мачте даже не снабдили биноклями. Они следили за окружающей обстановкой невооружённым глазом! Не было вахтенного вперёдсмотрящего на носу корабля, Когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной. Роковую и непростительную ошибку для профессионала совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду "Полный назад! Прямо руль", то "Титаник" остался бы на плаву. Расчёты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который легко устраняется заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся невредимыми 12 отсеков обеспечили бы "Титанику" плавучесть, и если при этом он всё же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.
К несчастью, Мэрдок скомандовал "Полный назад! Лево руля!", подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера.
Результат ошибки опытного офицера всем известен... Комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели "Титаника", пришло к заключению, что ближе всех к месту катастрофы был пароход "Калифорнии» - единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти к тонущему лайнеру, тем более что они находились друг от друга в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода "Калифорния". Одним из виновников гибели более чем полутора тысяч человек, находившимся на борту "Титаника". Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, а тем более для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.
В течение многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и лишь в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против
капитана Стэнли Лорда пятьдесят с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорния" находился слишком далеко, с него не могли видеть тонущий "Титаник". Было доказано, что расстояние между ними было настолько велико, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга.
Однако вместе с тем выяснилось, что между тонущим "Титаником" и лежащем на дрейфе "Калифорния" оказалось, еще какое-то судно, причем с "Титаника" его принимали за "Калифорния", а "Калифорния"- за "Титаник". Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его "Икс") удалось достаточно точно усыновить по записям
в вахтенном журнале "Калифорния" и по показаниям членов его команды, а так же людей, спасшихся с "Титаника". Эти маневры предоставляются достаточно странными.
"Икс", идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых суднах примерно в одно и тоже время - в 22.25.
Ровно в 23.40.то есть в тот момент, когда "Титаник" сталкивается с айсбергом, "Икс" стопорит машины и ложится в дрейф затем... разворачивается на 180 градусов, словно намеривается пойти обратным курсом! Однако он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали - с расстоянии около шести морских миль наблюдая за развитием трагедии "Титаника", После этого "Икс" запускает машины. снова разворачивается на 180 градусов и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на "Калифорния".
Что же это был за "Икс" и почему он вел себя так странно? И если с него в течение двух с лишним часов безучастно наблюдали, как тонет "Титаник", то не причастен ли он к гибели лайнера? А может, «Икс" вовсе и не был судном?
По материалам 100 великих загадок хх века
"Титаник» - был построен в 1911 году, по заказу английской почтово-пассажирской пароходной компанией "Уайт Стар Лайнс"
Он по праву считался крупнейшим пассажирским судном своего времени, его водоизмещение составляло 46328 тонн, длина 269 метров, скорость 25 узлов.
"Титаник" считался непотопляемым кораблем, но в первом же своём плавании из английского Саутгемптона в Нью-Йорк он столкнулся с гигантским айсбергом, и затонул в 800 километрах к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, это произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.
Число погибших по самым разным данным составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было 2200 человек). Гибель "Титаника"-одна из величайших морских катастроф ХХ века.
Так, все годы считалось, что "Титаник" затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длину около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса только шесть сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, например, возникнуть в результате взрыва (или взрывов)
внутри корпуса судна. Но отчего произошли эти взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?
Возможно, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная вода, имевшая температуру 2 градуса по Цельсию. Когда она стала заливать паровые котлы, в их раскалённых стенках из-за разницы температур возникли колоссальные напряжения. Металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу...
Факт столкновения "Титаника" с плавучей ледяной горой сомнения не вызывает. Его засвидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры ни члены экипажа не почувствовали ничего, кроме лёгкого содрогания корпуса и как бы отзвука далёкого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твёрдость скалы, ударилось тело массой 66000 тонн двигавшее со скоростью 40 км/час!
Может быть "Титаник" вовсе и не столкнулся с айсбергом, а лишь слегка коснулся его? А столкнулся с чем-то другим? Или это что-то намеренно столкнулось с лайнером, ипользовав айсберг в качестве "ширмы" и став истинным виновником гибели судна?
Но, а если виновник все-таки айсберг, то почему вообще произошло это столкновение? Как могло случиться, что при ясной погоде и полном отсутствии волнений на море-явлении удивительном для этих широт и этого времени года вахтенным офицерам и матросам не удалось вовремя заметить опасность и принять меры тому, чтобы избежать катастрофы?
Тем более что как выяснилось позже, на пути следования "Титаника" роковой айсберг был единственным в радиусе несколько десятков миль.
Не поддаётся объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера в своё время её причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросов-наблюдателей на мачте даже не снабдили биноклями. Они следили за окружающей обстановкой невооружённым глазом! Не было вахтенного вперёдсмотрящего на носу корабля, Когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной. Роковую и непростительную ошибку для профессионала совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду "Полный назад! Прямо руль", то "Титаник" остался бы на плаву. Расчёты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который легко устраняется заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся невредимыми 12 отсеков обеспечили бы "Титанику" плавучесть, и если при этом он всё же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.
К несчастью, Мэрдок скомандовал "Полный назад! Лево руля!", подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера.
Результат ошибки опытного офицера всем известен... Комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели "Титаника", пришло к заключению, что ближе всех к месту катастрофы был пароход "Калифорнии» - единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти к тонущему лайнеру, тем более что они находились друг от друга в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода "Калифорния". Одним из виновников гибели более чем полутора тысяч человек, находившимся на борту "Титаника". Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, а тем более для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.
В течение многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и лишь в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против
капитана Стэнли Лорда пятьдесят с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорния" находился слишком далеко, с него не могли видеть тонущий "Титаник". Было доказано, что расстояние между ними было настолько велико, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга.
Однако вместе с тем выяснилось, что между тонущим "Титаником" и лежащем на дрейфе "Калифорния" оказалось, еще какое-то судно, причем с "Титаника" его принимали за "Калифорния", а "Калифорния"- за "Титаник". Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его "Икс") удалось достаточно точно усыновить по записям
в вахтенном журнале "Калифорния" и по показаниям членов его команды, а так же людей, спасшихся с "Титаника". Эти маневры предоставляются достаточно странными.
"Икс", идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых суднах примерно в одно и тоже время - в 22.25.
Ровно в 23.40.то есть в тот момент, когда "Титаник" сталкивается с айсбергом, "Икс" стопорит машины и ложится в дрейф затем... разворачивается на 180 градусов, словно намеривается пойти обратным курсом! Однако он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали - с расстоянии около шести морских миль наблюдая за развитием трагедии "Титаника", После этого "Икс" запускает машины. снова разворачивается на 180 градусов и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на "Калифорния".
Что же это был за "Икс" и почему он вел себя так странно? И если с него в течение двух с лишним часов безучастно наблюдали, как тонет "Титаник", то не причастен ли он к гибели лайнера? А может, «Икс" вовсе и не был судном?
По материалам 100 великих загадок хх века